На Ямале 7 сентября прошел первый историко-культурный трейл «ГУЛАГ Life». Участники пробежали по легендарной заброшенной железной дороге «501-я стройка» и узнали ее историю. О том, как прошел трейл, читайте в материале «МК Ямал».
Организатор историко-культурного трейла «ГУЛАГ Life» Игорь Сегеда сообщил корреспонденту «МК Ямал», что участие в забеге приняли 18 человек: 11 участников преодолели дистанцию в 21 км, семеро выбрали дистанцию длиной 12 км.
Участники приехали к месту 501-й стройки из Салехарда, Екатеринбурга, Москвы и Ростова-на-Дону. Им предстояло пробежать по женскому лагерю «Кинжальный мыс» и узнать историю строительства железной дороги «Чум — Салехард — Игарка». Пробежав по насыпи железнодорожной линии 501-ой стройки, участники попали на экскурсию посреди тундры — в заброшенный женский лагерь.
Впечатления от участия в трейле описала в своем Instagram москвичка Ольга Новоселова.
«Главная «изюминка» забега — его исторический контекст: дистанция проходила по 501-ой стройке ГУЛАГа, по заброшенной железной дороге. Ее строили заключенные лагерей, куда во времена Сталина ссылалось много людей, в том числе, невинно осужденных. Мы бежали по рельсам, дорожной насыпи, мостам, мимо заброшенной буровой вышки, а на 14-ом километре нас ожидала настоящая экскурсия по заброшенном женскому лагерю «Кинжальный мыс», — рассказала участница.
Она отметила, что в лагере сих пор сохранились бараки с нарами, баня с дезкамерой (там «выжаривали» одежду заключенных от вшей), кухня, клуб, здания вахты, охранные корпуса, сторожевая вышка и ограждения из колючей проволоки.
«Поскольку лагерь женский, на стенах кое-где есть рисунки заключенных: цветочки, парусник... Наверное, так женщины выражали надежду на светлое будущее. Погружение в историю мощное, такого эффекта не получить ни на одной лекции. Время, проведенное на экскурсии, вычиталось из личного результата, так что можно было не спешить», — сообщила Ольга Новоселова.
Помимо объектов 501-й стройки участники отметили богатство ямальской природы: россыпи голубики, черники, брусники, множество грибов.
«Прошло все хорошо: никто не потерялся, всех накормили на финише, наградили медалями и подарками. Помимо медали финишера нам вручили по ложке с гравировкой: номер участника и имя. Ее можно повесить на шею так же, как делали это заключенные в свое время. Кстати, их ложки тоже были именные — из практических соображений», — пояснила Новоселова.
Организатор трейла Игорь Сегеда сообщил, что планирует повторить мероприятие в следующем году.
Для справки, строительство дороги велось в 1947-1953 годах, она так и не была введена в эксплуатацию. С закрытия стройки прошло больше 65 лет. Проект «ГУЛАГ Life» направлен на сохранение памяти той эпохи.
Также читайте по теме: На Ямале впервые пройдет исторический трейл «ГУЛАГ Life». Фото