На Ямале начал работу зимник, соединяющий Восточно-Мессояхский нефтепромысел с поселком Тазовский. Сезонная автодорога – единственный вариант наземного сообщения, обеспечивающий доставку стратегически важных ресурсов для решения производственных задач на месторождении в условиях арктической автономии. Ежегодно с декабря по май по транспортной артерии протяженностью 142 км на нефтепромысел завозят оборудование для разработки сложных запасов нефти и газа, материально-технические ресурсы для строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения.
– Наземное сообщение между поселком Тазовский и промыслом действует только в период работы зимника. Все остальное время грузопассажирские перевозки осуществляются исключительно по воздуху, вертолетным транспортом. Нынешний зимник – 11-й по счету: первая дорога через Тазовскую тундру была запущена в 2013 году, на старте разработки месторождения. С учетом климатических, географических и ландшафтных особенностей территории каждая кампания по строительству зимника представляет собой комплекс вызовов, требующих оперативных и зачастую неординарных решений, – рассказал начальник отдела по транспортному обеспечению «Мессояханефтегаза» Александр Гудков.
Грузоподъемность зимника в момент открытия составила 30 тонн. Пропускная способность сезонной автодороги – более 150 автомобилей в сутки. Трасса оснащена дорожными знаками и ориентирующими вешками со светоотражающими элементами. Для обслуживания зимников нефтедобывающее предприятие установило дорожно-ремонтные пункты с местами для обогрева и отдыха водителей.
Как отметил менеджер по автодорогам и зимникам «Мессояханефтегаза» Андрей Губкин, в 2024 году строительство зимней автодороги было осложнено аномально теплой погодой и интенсивными осадками.
– Возвести зимник на российском Севере – задача не из легких, учитывая ландшафт: перепады высот здесь достигают 25 метров, на территории расположены десятки рек и озер. В этом сезоне к стандартным вызовам добавились температурные качели и непрекращающиеся метели. В конце ноября – начале декабря столбик термометра мог несколько раз за неделю подниматься от -35 до 0 и опускаться обратно. Но, как и в любой ситуации, в погодных аномалиях есть свои плюсы: благодаря снежному декабрю зимник практически по всей протяженности приподнят над тундрой на 50–60 см, раньше этот показатель достигался только к февралю, – отметил Андрей Губкин.
Добавим, что эксплуатация нового зимника находится на постоянном контроле служб технического надзора. Ежедневно на обслуживание арктической трассы выходит до 50 единиц спецтехники. Специалисты следят за состоянием сигнальных вешек, очищают дорожные знаки от инея, наблюдают за состоянием ледовых переправ. Безопасность транспортных потоков круглосуточно обеспечивают патрульные экипажи БДД.