Менее двух лет заняло строительство моста через крупную реку Пур. Это рекордные сроки даже для современной России. 16 октября запланировано его официальное открытие. Стратегически важный объект планировали возвести еще в 80-х годах прошлого века. Мост соединит центральную часть Ямала с тремя восточными районами и соседним Красноярским краем.
При строительстве мостового перехода через реку Пур на автомобильной дороге Коротчаево – Уренгой не было использовано бюджетных средств, это первый в России подобного рода объект, полностью реализованный за счет частных инвестиций. Важнейшую транспортную артерию региона построили в рамках концессионного соглашения между ЯНАО и ООО «Региональная инфраструктурная компания».
«МК Ямал» расспросил главного инженера АО «Мостострой-11» Валерия Витманаса об особенностях строительства арктического объекта и о том, какова его дальнейшая судьба.
— Валерий Георгиевич, сколько человек и техники было задействовано на строительстве за весь период?
— С ноября 2018 по август 2020 года включительно на строительстве мостового перехода через Пур было задействовано 1333 сотрудника компании «Мостострой-11», из них 132 инженерно-технических специалиста. Более 189 единиц строительной техники: автобетононасосы и автобетоносмесители, буровые установки, вибропогружатели, краны грузоподъемностью до 280 тонн, сваебойные установки, экскаваторы, тракторные погрузчики, катки, компрессоры, самосвалы и другая необходимая техника.
— Арктическая зона – уникальна. Были ли в строительстве использованы технологии, которые применяют только в таких условиях? Где еще применяют такие технологии в России и в мире?
— Возведение Пуровского моста не требовало каких-то особых технологий, характерных только для Арктической зоны. Мост длиной 1023 метра удерживают 11 опор, в основании которых — 32-метровые сваи. На опоры установлено 10 пролетных строений — боле 5600 тонн металлических конструкций, по которым и будет осуществляться движение транспорта.
— По официальным заявлениям, работа всегда проходила по графику. Но были ли какие-то непредвиденные ситуации? Какие и как решались проблемы?
— Реализация проекта в условиях крайнего Севера — задача непростая. Температурный режим вносит свои коррективы, в сильный холод работа останавливается, да и в погожий зимний день людям на строительной площадке приходится нелегко. Рабочий процесс прекращался и во время нереста рыб, однако, даже учитывая все эти факторы, мост удалось построить в запланированные сроки. 45-летний опыт работы, профессиональная команда и развитая материально-техническая база – вот формула успеха АО «Мостострой-11».
— Что позволило сдать мост раньше сроков или их изначально осторожно завысили?
— Пуровский мост закончили досрочно благодаря грамотному планированию, использованию современной техники и технологий, добросовестному труду квалифицированных специалистов и тщательному контролю на каждом этапе строительства.
АО «Мостострой-11» давно работает над рациональным использованием ресурсов, ростом производительности и снижением потерь. Для реализации методов бережливого производства компанией создана собственная цифровая платформа MStroy. Она обеспечивает скоростной доступ к структурированной информации по проектам, в частности о количестве задействованных ресурсов, тем самым повышая эффективность управления.
Вообще, сдавать объекты раньше предусмотренного контрактом срока — добрая традиция АО «Мостострой-11».
— После того, как мост будет сдан, будет ли «Мостострой-11» заниматься его содержанием или эта ответственность переходит округу?
— Заключенное концессионное соглашение между ЯНАО и ООО «РИК» передает право на эксплуатацию Пуровского моста концессионеру до 2033 года. Так что ближайшие 13 лет ответственность за содержание моста переходит к ООО «Региональная инфраструктурная компания».
— Насколько долговечны конструкции и материалы?
— Это надежный мостовой переход, с применением качественных материалов и проверенных технологий. При правильной эксплуатации он прослужит жителям региона не меньше века.
Панегирик
Значение этого автомобильного мостового перехода трудно переоценить. Он соединил Пуровский, Тазовский и Красноселькупский районы округа с основной сетью региональных дорог и подарил людям возможность беспрепятственно перемещаться с одного берега реки на другой. Благодаря этому мосту появилось круглогодичное автомобильное сообщение с крупными нефтегазовыми месторождениями и предприятиями ТЭК. Ранее движение через Пур было ограничено платными понтонно-мостовыми переправами (в летний сезон) и ледовой переправой (в зимний период), причем по несколько недель во время ледохода и ледостава наземные транспортные коммуникации прекращались полностью.
Для особо любопытных
Специалистами АО «Мостострой-11» был применен метод продольной надвижки металлоконструкций. Его используют при строительстве мостов в разных климатических условиях. Процесс осуществлялся следующим образом: на сборочном стапеле, который находился на левом берегу реки между опорами 1 и 2, собирали металлические блоки пролетов будущего моста. После чего гидравлическим оборудованием подавая усилия сзади на собранный пролет, надвигали его на готовые опоры. Строителям потребовалось 8 таких этапов, последний из которых завершился 7 июня 2020 года. Пролеты между опорами 1-2 и 10-11 были смонтированы полунавесным способом с применением временных опор.
Ранее мы рассказали о том, для каких авто проезд по Пуровскому мосту будет бесплатным, а для каких – нет.
Кстати, для ямальцев стартовала новая викторина, где можно побороться за брендированные призы. Для этого течение четырех дней нужно отвечать на вопросы о Пуровском мосте.