Частный «Институт региональной экспертизы» составил очередной рейтинг протестной активности российских регионов. Исследование, опубликованное в издании Regnum, стало вторым по счёту. В нём эксперты изучили обстановку в регионах за февраль. Предыдущий рейтинг охватил события за январь этого года. По задумке авторов, исследование будет проводиться ежемесячно.
В своей работе составители рейтинга разделили все российские субъекты на четыре группы. Так, в «красной» категории – те регионы, где протест играет важную роль в политической повестке. В «оранжевой» — протест заметен, но определяющей роли не играет. В «жёлтой» и «зелёной» категориях расположились субъекты мере убывания протестных настроений.
По оценке политологов, активнее всего в феврале протестовали жители Волгоградской и Архангельской областей, а также Москвы. Всего «красная зона» насчитала 14 субъектов, преимущественно – Центрального, Южного и Северо-Западного федерального округов.
Составители рейтинга пояснили, что Москва как крупная агломерация аккумулирует в себе значительное количество социальных проблем. Поэтому эксперты предполагают, что российская столица практически всегда будет находиться в «красной» зоне. В остальных регионах насчитывается по одной либо несколько социально-экономических проблем. К примеру, в Архангельской области недовольство жителей вызывает вопрос утилизации отходов, а в Белгородской области – вопросы инфраструктуры и благоустройства.
Ситуация на Ямале
Ямал и в январе этого года, и в феврале числится в «оранжевой зоне». Напомним, в эту категорию попадают регионы, где протестная активность существует, но не играет определяющей роли. В феврале такого рода активность в ЯНАО снизилась – с 20 места регион спустился на 12 строчек ниже, заняв 32-ю строчку рейтинга.
Как пояснили «МК-Ямал» в «Институте региональной экспертизы», также в феврале авторы рейтинга решили скорректировать свою методологию расчёта.
«Мы учли численность населения того или иного субъекта России. Иначе мегаполисы с большим количеством разнообразных протестных акций всегда будут в лидерах протеста, а динамику в небольших регионах будет сложно заметить», – прокомментировали в «Институте региональной экспертизы»,
Политологи уточнили, что на этот раз в расчётах был использован «поправочный коэффициент». Он был применён и к Ямалу из-за невысокой численности населения региона.
«Также составители рейтинга учли данные январского рейтинга, так как протест имеет инерцию. Во многом два этих момента обеспечили присутствие ЯНАО в "оранжевой" зоне», – отметили в «Институте региональной экспертизы».
В феврале этого года на Ямале эксперты института отметили всего два мероприятия, которые названы «протестными» – это одиночный пикет за усиление борьбы со СПИДом и петиция в поддержку законопроекта «О платных дорогах».
Обманчивая статистика?
Авторы исследования не стали раскрывать детали – как выглядит поправочный коэффицент для малонаселённых регионов. В свою очередь, уральские политологи не согласны с такой методикой подсчёта.
Так, политолог Евгений Забродин считает, что появление Ямала в «оранжевой» зоне протестной активности можно назвать «обескураживающим».
«Первоначально такие данные сбивают с толку. Для экспертов, знакомых с ситуацией в регионе, очевидно, что Ямал не может причисляться к потенциально протестным регионам. Скорее всего, речь идет о серьёзной методологической ошибке», – уверен эксперт.
Он подчеркнул, что не стоит сопоставлять акции, которые проводятся так называемой несистемной оппозицией, с акциями парламентской оппозиции. Мероприятия парламентской оппозиции подчас проводятся для проформы, по разнарядке сверху. Тогда как акции несистемной оппозиции могут быть потенциально опасными для общественного спокойствия, пояснил Забродин.
«К примеру, номинальные акции КПРФ, проходившие по графику во всей стране, не следует приравнивать к выступлениям в Башкирии, где всё чуть не дошло до массовых беспорядков из-за угрозы экологической катастрофы в городе Сибае. При этом в рейтинге Ямал и Башкортостан отнесены к одной группе регионов», – отметил политолог.
По его мнению, также сомнения вызывает формула рейтинга, в которой учитывается соотношение количества акций к числу населения в регионе.
Отметим, по данным Тюменьстата на 1 января 2019 года, всего на Ямале проживают 542 тыс. человек. Пикет за усиление борьбы со СПИДом был одиночным. В пользу строительства нового моста высказались 1,5 тыс. жителей. Таким образом, о своей гражданской позиции заявили 0,3% населения региона.
«Почему бы наряду с численностью населения не учитывать и специфику регионов? К примеру, где в этом рейтинге Ингушетия? Она оказалась в «зелёной» зоне, хотя еще недавно там прошли митинги со стрельбой, ситуация разрешена до конца, а протест тлеет. В общем, я бы объяснил «оранжевый» протестный статус Ямала исключительно ошибками в методологии», – резюмировал Евгений Забродин.